Кальмары... летают!

Дэвид Кетчпул
Перевод: Андрей Ткаченко, Алексей Калько (creationist.in.ua)
Переведено с разрешения creation.com

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Нажмите «Нравится», чтобы первыми узнавать о новых статьях

Kouta Muramatsu, presented by Hokkaido University

Стая летающих кальмаров


Многие мореплаватели наблюдали стаи летучих рыб, внезапно выпрыгивающих из океанской воды и пролетающих небольшое расстояние на большой скорости над поверхностью воды, используя свои грудные плавники в качестве крыльев. Однако к рассказам моряков о летающих кальмарах, аналогичным образом парящих над волнами, ранее обычно относились скептически. Но не теперь, поскольку научное сообщество всё чаще документирует подобное явление.1,2

Так что матросы, обнаруживающие по утрам кальмаров, беспомощно валяющихся на палубе своего судна (что происходит довольно часто), теперь могут смело рассказать, как они, по всей видимости, там оказались: многие виды кальмаров действительно могут летать.

Были замечены стаи, состоящие из сотен кальмаров, пролетающих 10—15 метров на высоте до 3 метров над поверхностью моря. Но сообщается также и о полётах до 55 метров в длину и до 6 метров в высоту над поверхностью воды.3 Большинство кальмаров в стае имели длину около 20 см, но были замечены и более крупные особи, достигающие 1,2 метра, они преодолевали по воздуху расстояния, в 50 раз превышающие длину их собственного тела. Во время полёта кальмар расправляет свои плавники, а также радиально раскрывает щупальца, чтобы сформировать «крылья» (кальмары имеют мембрану между щупальцами, похожую на перепонку между пальцами ног лягушки).

Находясь в воздухе, кальмары не просто пассивно планировали. Они активно меняли положение тела (например, быстро волнообразно взмахивали своими боковыми плавниками) в зависимости от их высоты над водой и фазы полёта.

Сообщается о полётах на 55 метров в длину и на 6 метров в высоту.

Исследователи выделили четыре фазы полета: взлёт, реактивное движение, планирование и погружение. Да-да, именно реактивное — большая часть полёта осуществляется именно за счёт реактивной тяги. Известные способности к подводному реактивному движению кальмаров4 служат им не только при выпрыгивании из воды, но и при последующем ускорении в воздухе. Перед выныриванием кальмар до предела наполняет свою мантию водой. Затем с помощью внезапного сокращения мантии принудительно выталкивает воду через контролируемо-направленный гибкий и узкий канал, и таким образом он выталкивает себя из воды. Когда струя воды высокого давления заканчивается, они планируют, пока не завершают свой полёт управляемым погружением в океан, перед этим складывая свои плавники и щупальца, чтобы минимизировать силу удара об воду. Полёт в среднем длится около 4 секунд.

Фото: Almandine [CC BY-SA 3.0], wikimedia.org

Тихоокеанский кальмар
(Todarodes pacificus)


В одном исследовании сообщается, что ускорение кальмаров в воздухе до трёх раз больше, чем в воде, а с помощью реактивной тяги их скорость в воздухе может в пять раз превышать скорость под водой.5,6

Некоторые исследователи даже высказывают предположение, что кальмары летают не только для того, чтобы ускользнуть от хищников, но также и чтобы затрачивать меньше энергии во время дальних путешествий.7 Как объяснил морской биолог Рональд О'Дор (O'Dor) из Университета Далхаузи (Канада), некоторые виды мигрируют более чем на 1 000 километров для нереста — это путешествие очень истощает запасы энергии кальмаров. «Я никогда не мог объяснить, откуда у них так много энергии», говорит О'Дор (даже учитывая тот факт, что самки могут поедать самцов во время путешествия!). «Как только мы допустили возможность того, что они летают, появилась вероятность того, что эти животные используют полёт в качестве одного из способов экономии энергии. Электронные метки показали, что кальмары путешествуют на большие расстояния во время своего миграционного пути гораздо быстрее, чем кто-либо предполагал.

Специалисты в области биомимикрии8 теперь добавили летающего кальмара в список существ, которые помогают им проектировать и разрабатывать улучшенных роботов и дронов. Инженеры посетовали, что, хотя был достигнут значительный прогресс в проектировании как миниатюрных подводных, так и миниатюрных летательных аппаратов, «не существует технологий, которые позволяют им и нырять и летать одновременно, из-за необходимости серьёзных конструктивных компромиссов, которые должны быть решены для передвижения и в воздухе, и в воде, а также из-за отсутствия мощных двигательных установок, которые позволили бы переход от воды к воздуху. В природе несколько животных эволюционировали конструктивные решения, позволяющие им успешно переходить от воды к воздуху, и двигаться в обеих средах. К ним относятся летающие рыбы, летающие кальмары, ныряющие птицы и ныряющие насекомые».9

Большая часть полёта осуществляется именно за счёт реактивной тяги

Эволюционировали? На самом деле, как конструкции, разработанные самими инженерами, являются результатом кропотливого проектирования, точно также способность летающего кальмара передвигаться в разных средах (в воде и в воздухе) — вызывающая зависть у очень умных инженеров – является результатом разумного проектирования. Очень разумного проектирования, Автор которого создал также и нас. Следовательно, мы должны доверять Ему (Псалом 148:1-13).

Статьи по теме

Видео по теме

Ссылки и примечания

  1. Ozawa, H., Is it a bird? Is it a plane? No, it’s a squid, phys.org, 8 февраля 2013 г. Назад к тексту
  2. Jabr, F., Fact or fiction: Can a squid fl y out of water? scientificamerican.com, 2 августа 2010 г. Назад к тексту
  3. Macia, S. и др., New observations on airborne jet propulsion (flight) in squid, with a review of previous reports, J. Moll. Stud. 70:297–299, 2004 г. Назад к тексту
  4. См. Who invented jet propulsion? Creation 17(4):26–27, 1995 г., creation.com/jet. Назад к тексту
  5. Сообщается о скорости полёта до 11,2 метров в секунду. Chapman, V., Scientists unravel mystery of flying squid, nationalgeographic.com, 20 февраля 2013 г. Назад к тексту
  6. O’Dor, R. и др., Squid rocket science: How squid launch into air, Deep Sea Research Part II: Topical studies in oceanography 95:113–118, 15 октября 2013 г. Назад к тексту
  7. Marshall, J., Squid can fly to save energy—photographic study shows that cephalopods travel faster in air than in water, nature.com, 20 февраля 2012 г. Назад к тексту
  8. См. creation.com/biomimetics. Назад к тексту
  9. Siddall, R. и Kovač, M., Launching the AquaMAV: bioinspired design for aerial– aquatic robotic platforms, Bioinspiration & Biomimetics 9(3) 031001| doi:10.1088/1748-3182/9/3/031001, 2014 г. Назад к тексту

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наверх