Бронзовое дерево культуры Саньсиндуй

Древнейший рукотворный артефакт, связанный с историей Бытия?

Стивен Бреннеке
Перевод: Михаил Сугойдь, под ред. Алексея Калько (creationist.in.ua)
Переведено с разрешения creation.com

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Нажмите «Нравится», чтобы первыми узнавать о новых статьях

Фото: Tyg728 [CC BY-SA 4.0], wikimedia.org

Бронзовое дерево


В 1986 году в Китае рабочие завода, расположенного близ Гуанхан, в процессе добычи глины за городом обнаружили несколько предметов из бронзы. Они связались с властями, после чего археологи из Университета Хуаси в Чэнду сделали два раскопа, в которых было найдено множество прекрасных артефактов людей культуры Саньсиндуй. Ранее раскопки в этом районе проводились ещё в 1929 году. Всего из этих двух раскопов было извлечено почти 1000 артефактов, в том числе изделия из нефрита, бронзы, золота, слоновой кости, керамики, мрамора и различная утварь из костей.

Примерно 800 из этих артефактов были сделаны из бронзы, в том числе большие и малые статуи и десятки бронзовых голов в натуральную величину, некоторые из которых частично покрыты золотом. Власти считают, что эти артефакты были погребены от 2700 до 4700 лет назад.

Среди прочего археологи также обнаружили части высокого бронзового дерева, которые были очищены и собраны воедино. Как и происходит с большинством археологических открытий, мало кто сомневается в том, что именно было найдено. Однако происходит активная дискуссия относительно интерпретации значений, которые придаются восстановленным артефактам и выводов из них. В частности, говорится, что «смысл и назначение дерева является предметом разногласий».1

Действительно, профессиональный консенсус на протяжении многолетних раскопок в Саньсиндуй заключается в том, что происхождение (и судьба) жителей этого места покрыты завесой тайны. Например, они спрашивают:

«Откуда же взялась такая чудесная техника выплавки бронзы и культура, символизированная бронзовыми изделиями людей Саньсиндуй?»
«Загадка Саньсиндуй — это загадка века».2

Возможно, Библия может помочь дать на неё ответ.

Описание бронзового дерева

Общая высота артефакта 3,95 м, само дерево возвышается почти на 3,65 м от его круглого основания до вершины ветвей (рисунок 1А). Фактически это фруктовое дерево в натуральную величину. Если смотреть сверху, то ветви расходятся от центрального ствола. Если же посмотреть со стороны, то ветки растут от ствола вверх, а затем все как одна изгибаются, свисая к земле. На конце каждой ветви висит один плод, который окружён витиеватыми литыми бронзовыми листьями.

Рисунок 1. Бронзовое дерево культуры Саньсиндуй, изображающее Дерево познания добра и зла из Книги Бытия. A) Дерево полностью. B) Увеличенный фрагмент, показывающий запретный плод. C) Змей. D) Рука Евы. Нажмите для увеличения изображения.


Поразительно, что листья возле плодов на большинстве из этих ветвей отлиты в форме больших, грозных ножей (рисунок 1B).

На дереве живёт большой змей с длинным, тонким змееподобным телом, которое волнами то отходит, то приближается вдоль ствола (рисунок 1С). Змей висит на дереве вниз головой и опирается на круглое основание. Его спина выгнута таким образом, что голова поднята и находится в горизонтальном положении.

На голове имеются два рога. Некоторые части змея отсутствуют, но в числе того, что было найдено — хвостоподобная конечность, которая оканчивается длинным ножом, и еще один короткий отросток, соединённый с кистью человеческой руки. Кисть имеет противопоставленный большой палец, анатомически правильные ряды фаланг и изображённые в деталях ногти (рисунки и 1D). Наконец, змей имеет небольшие плечи и передние ноги, на которые он опирается. Он смотрит своими большими глазами. Также на дереве расположились девять птиц, по одной на каждой из ветвей (рисунок 1А).

Сравнение с деревом познания добра и зла из книги Бытия

Если сравнить дерево Саньсиндуй с деревом познания добра и зла, описанным во 2-й и 3-й главах Бытия, то можно заметить много общих особенностей:

  1. Мастера по бронзе культуры Саньсиндуй сделали большое дерево, что весьма необычно для древних бронзовых артефактов. Дерево занимает центральное место в повествовании книги Бытия о грехопадении человека.
  2. Дерево Саньсиндуй — это плодовое дерево. Художники, решив создать дерево, могли бы выбрать из множества различных видов: хвойное или лиственное, высокое или низкое, либо же любое дерево из многочисленных разновидностей произрастающих на равнине Чэнду. Но они предпочли сделать плодовое дерево в натуральную величину. Дерево из Книги Бытия было плодовым деревом.
  3. Плоды бронзового дерева являются «запрещёнными» в художественном смысле: при создании листьев, окружающих плод, художники приняли очень важное решение сделать многие из них в виде длинных ножей, которые символизируют два совершенно очевидных послания: «не берите этот фрукт!» и «это смертельно!». Плод дерева из Бытия был также запрещён к употреблению.
  4. Художники включили в композицию дерева детально проработанного змея. Дерево Бытия также тесно связано со змеем.
  5. У змея всё ещё есть ноги, и ни один из плодов ещё не снят с дерева. Божье проклятие на змея в Бытии 3:14 заключалось в том, что отныне он будет «ползать» на «брюхе» и «есть пыль», что скорее всего подразумевает, что змей передвигался на ногах, прежде чем плод был сорван с дерева.
  6. Змей изображён таким образом, что как и плод, он также представляется смертельным и/или ассоциируется со смертью, поскольку имеет лезвиеподобный хвост, который похож по форме на листья, которые окружают плод. В книге Бытия происхождение смерти также связывается с соблазнением змеем женщины и тем, что она сорвала и ела запретный плод.
  7. Человек присутствует на этом дереве, в виде человеческой руки, которая находится рядом с телом змеи. Может ли это быть рукой Евы в тот момент, когда она слушает змея, но еще не взяла плод?

Когда мы размышляем о комбинации этих фактов, понятно, что художники не только создали особенное дерево, но также запечатлели определенный момент времени; пожалуй, второй самый важный момент в истории человечества после сотворения. Бронзовое дерево Саньсиндуй изображает последние мгновения человеческой невинности пред Богом. В ветвях дерева мы видим запретный плод, никем пока не сорванный. Змей, который поможет привести человека к грехопадению, пока что находится в состоянии, предшествующем своему проклятию. Этот змей с лезвиеподобным хвостом символизирует смерть.

Выводы относительно связи культуры Саньсиндуй и истории Бытия

Если бронзовое дерево Саньсиндуй изображает дерево познания добра и зла из Бытия, каковы логические выводы из этого? Хотя существует множество возможных ответов на этот вопрос, вот несколько советов.

Происхождение культуры Саньсиндуй остается загадкой в светском мире, тогда как связь культуры Саньсиндуй и истории Бытия, безусловно, помогает объяснить эту загадку.

В этой связи несомненно важны относительные периоды существования цивилизации Саньсиндуй и время написания Книги Бытия. Считается, что цивилизация Саньсиндуй процветала в течение 2000 лет, от 2800 г. до РХ и до 800 г. до РХ.2

Художники запечатлели, пожалуй, второй самый важный момент в истории человечества после сотворения. Бронзовое дерево Саньсиндуй изображает последние мгновения человеческой невинности пред Богом. В ветвях дерева мы видим запретный плод, никем пока не сорванный. Змей, который поможет привести человека к грехопадению, пока что находится в состоянии, предшествующем своему проклятию. Этот змей с лезвиеподобным хвостом символизирует смерть.

Так что бронзовое дерево должно было быть создано в течение этого периода. Кроме того, считается, что Моисей написал Книгу Бытия около 1450 года до РХ.3

Если бронзовое дерево было создано до того, как Моисей написал Бытие (что довольно вероятно) и независимо от его писаний (что почти наверняка), мы сталкиваемся с другим вопросом: откуда народ Саньсиндуй узнал о дереве познания добра и зла?

Похоже, что народ Саньсиндуй имел те же традиции предков, что и племена, из которых Бог призвал Аврама и создал народ Израиля. Глава 11 Книги Бытия поддерживает это предположение, так как в ней записано о смешении языков и рассеянии человечества от Вавилонской башни по различным частям Земли. Описание рассеяния указывает на то, что человечество в то время было одним народом с одним языком. Хотя Бог смешал их язык, они сохранили общие технологии и общее наследие, общие традиции предков, в том числе предание о событиях, связанных с грехопадением человечества, которое произошло у подножия дерева.

Если бронзовое дерево было создано до того, как Моисей написал Бытие, или если оно было создан независимо от написанной им боговдохновенной книги, то Писание имеет непредвзятое «независимое подтверждение» в виде этого артефакта, который соответсвует летописи Бытия в мельчайших подробностях. То, что мир называет «загадкой», мы можем считать великим сокровищем — бронзовое дерево Саньсиндуй может быть старейшим известным рукотворным артефактом, связанным с Книгой Бытия.

Статьи по теме

Ссылки и примечания

  1. Ruins of ancient city discovered, history gets rewritten, Shanghai Star, Shanghai, chinadaily.com, ссылка проверена в июле 2001 г. Назад к тексту
  2. Historical wonders of Sanxingdui: puzzles of Sanxingdui through the ages, china.org, ссылка проверена в апреле 2006 г. Назад к тексту
  3. Ryrie, C.C., The Ryrie Study Bible, Introduction to the Book of Genesis, King James Version, Moody Press, Чикаго, стр. 5, 1978 г. Назад к тексту

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наверх