Есть ли в Писании второстепенные вопросы?

Если да, может нам стоит сосредоточиться на чём-то более важном?

Лита Коснер
Перевод: Елена Агапитова (creationist.in.ua)
Переведено с разрешения creation.com

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Нажмите «Нравится», чтобы первыми узнавать о новых статьях

CC0 pixabay.com/ru/a-276067/

Часто нам пишут, что вопросы, связанные с сотворением – второстепенные и несущественные, и что мы должны сосредоточиться на «твёрдой пище». Другими словами, некоторые считают, что нам не следует отвлекаться на различные вызывающие разногласия вопросы, которые не касаются нашего спасения. Однако я думаю, что прежде чем комментировать данное утверждение, стоит определиться с тем, есть ли вообще в Писании второстепенные вопросы.

Когда мы называем что-то второстепенным вопросом, то подразумеваем, что на самом деле это не так уж и важно. Тем не менее, этот вопрос, который показался некоторым таким несущественным, Бог захотел осветить в Священном Писании. Если Бог дал нам ограниченное количество боговдохновенных книг (в нашей Библии их 66), то не кажется ли вам странным, что Бог заполнил большую часть драгоценных страниц Библии ненужной, несущественной информацией, которую верующие могут считать более или менее необязательной?

Несмотря на вышесказанное, мы готовы согласиться с тем, что некоторые доктрины более важны, чем другие. Павел говорил о доктринах «первостепенной важности» (1 Коринфянам 15:3) и Христос оставил нам первую и вторую наибольшую заповедь (Матфея 22:37-39), поэтому можно считать библейски обоснованным то, что некоторые места Писания важнее других. Эта иерархия показывает, насколько серьёзны и важны для нас самые ценные указания, но не может служить оправданием тому, чтобы отбросить или умалить значение каких-либо других стихов, которые воспринимаются как менее важные. А между тем, Иисус пригрозил суровым наказанием тем, кто упразднит даже малейшую заповедь (Матфея 5:19).

Поэтому теоретически мы можем выстроить иерархию доктрин в соответствии с их важностью, поставив на самый верх те из них, которые необходимы для спасения, расположить чуть ниже те, которые не играют роли в вопросе спасения, а в самом низу – наименее значимые. При этом даже те доктрины, которые мы расположили на последних позициях нашего списка, всё равно остаются для нас важными и отражены в Писании. Есть такое высказывание: «Сколько раз Бог должен сказать что-то, чтобы это стало истиной?» (Конечно, ответ – нисколько, ведь что-то может являться истиной даже в том случае, если Бог вообще не упоминал об этом в Писании). Можно добавить к этому следующее: «Сколько раз Бог должен сказать, чтобы показать, что это важно

Сотворение – второстепенный вопрос?

Итак, какое же место в обозначенной выше иерархии должен занять вопрос историчности повествования о сотворении и грехопадении, описанного в книги Бытия? Да, это не «доктрина первостепенной важности» и она находится не на первых позициях в нашем списке, но всё же достаточно высоко, потому что эти события являются ключевыми для понимания всего Евангелия. Первые три главы книги Бытия подготавливают сцену для описания тех событий, о которых повествуют все дальнейшие главы и книги Библии. Авторы Писания связывают историю сотворения мира в Книге Бытия с такими богословскими вопросами, как Кто такой Бог и каким образом Он взаимодействует со Своими творением. Более того, авторы Нового Завета делают ещё больший акцент на чрезвычайной значимости вопроса сотворения, делая его христологическим. Другими словами, если вы хотите понять, Кто такой Иисус, что Он пришёл сделать и зачем, а также как это влияет на нашу жизнь и чего нам следует с нетерпением ожидать в веке грядущем – Павел, Пётр и другие указывают вам на историю сотворения, описанную в Бытие.

Вопрос сотворения не является определяющим для спасения, но это основополагающий вопрос, потому что если вы имеете неправильное представление о происхождении мира, вам будет сложно правильно воспринять Евангельскую Весть и понять, почему мы нуждаемся в этой надежде.

Всемирный потоп – это прообраз Второго пришествия Христа – внезапного, вселенского суда без всякой надежды его избежать. Жертва Христа оказала на человечество такое же глобальное влияние, как и грех Адама, который привёл к осуждению и разделению с Богом каждого из его потомков. Когда Иоанн получил виде́ние Нового Иерусалима, оно изобиловало образами Эдемского сада, из чего можно заключить, что то, чего мы с надеждою ожидаем увидеть в жизни вечной, в некотором роде является «восстановлением» утраченного в момент грехопадения Адама. Но если Адам был сотворён в мире, где царствовали страдания и смерть, захотели бы мы попасть в такие новое небо и новую Землю? Образы Эдемского сада обретают смысл только тогда, когда мы принимаем прямую интерпретацию Бытия.

Итак, вопрос сотворения не является определяющим для спасения, но это основополагающий вопрос, потому что если вы имеете неправильное представление о происхождении мира, вам будет сложно правильно воспринять Евангельскую Весть и понять, почему мы нуждаемся в этой надежде.

Новое толкование или заблуждение?

Некоторые люди имеют ошибочные взгляды по вопросу сотворения по незнанию. Они не исследовали этот вопрос и не имеют полного представления о том, чему учит Библия. Но есть также и другая категория людей: они знают, чему учит Библия, но при этом верят в нечто другое, чему она не учит. Такого рода упрямое отвержение, которым страдают такие организации, как БиоЛогос и другие подобные ей, является гораздо более опасным.

Конечно, многие люди, которые верят в теистическую эволюцию или различные варианты «староземельного» креационизма, утверждают, что они не отрицают библейское учение о сотворении, а просто не разделяют мнение о необходимости буквального понимания шести дней творения. Однако проблема гораздо глубже, чем просто разногласие относительно продолжительности дней творения. К примеру, любой вариант «староземельного» креационизма напрямую связан с проблемой существования смерти (а также насилия и страданий) ещё до грехопадения. А это подразумевает, что миллионы лет страданий и смерти животных, а иногда и «человекоподобных существ, не имеющих души» – это часть того, что Господь назвал в конце недели творения «хорошим весьма».

Кроме того, подобные толкования почти неизбежно приводят к тому, что Ноев Потоп оказывается уже не всемирным, а локальным.1 Однако Иисус и Пётр используют Потоп для иллюстрации, каким будет Второе Пришествие Христа – внезапным и глобальным, и никто не знает дня и часа, когда это произойдёт.

Как только мы осозна́ем, насколько драгоценно Писание, мы непременно захотим понимать каждое слово в нём и верить ему, потому что любим Бога, Которым оно вдохновлено.

Многие исследователи Евангелия и апологеты осознали необходимость отстаивания «исторического» Адама как реального предка всех людей, даже те, кто не определились относительно возраста Земли и был ли Ноев Потоп всемирным. Но если Адам появился на Земле менее 10 000 лет назад, а до него миллиарды лет существовали и вымирали какие-то другие виды, то что имел в виду Иисус, когда сказал, что Бог создал человека, мужчину и женщину «в начале создания» (Марк 10:6)?

Суть в том, что в некоторых случаях могут существовать различные трактовки Писания. Но для того, чтобы то или иное толкование было истинным, оно должно согласовываться со всем, что говорится в Писании по данному вопросу. В то же время любая разновидность «староземельного» креационизма и локального Потопа неизбежно игнорирует бо́льшую часть того, что говорится об этой проблеме и её важности в других местах Писания.

Ничего из сказанного Богом не может быть второстепенным

Мы верим в то, что Господь непостижим для нашего разума до тех пор, пока Он Сам не пожелает открыться нам. Наш разум настолько ограничен, что пока Бог не опустится до уровня наших возможностей, мы не имеем ни малейшей надежды вместить даже самые азы знания о Боге. То, что Он открывает Себя в Писании и в Иисусе Христе, означает именно то, что Он «снизошёл до нашего уровня», чтобы мы могли понять то, что Он захотел нам открыть о Себе. Мы не можем видеть Иисуса Своими глазами (хотя мы с нетерпением ожидаем Его возвращения), но у нас есть Его откровение о Себе – Его Слово.

Как только мы осознаем, насколько драгоценно Писание, мы непременно захотим понимать каждое слово в нём и верить ему, потому что любим Бога, Которым оно вдохновлено. И изучение Писания станет для нас любимым занятием, которое приносит радость в каждом дне нашей жизни.

Статьи по теме

Видео по теме

Ссылки и примечания

  1. Потому что ключевым для теории долгих веков является убеждение, что слои осадочных пород, содержащие окаменелости, являются «видеозаписью» долгой, медленной истории жизни. Недавний всемирный Потоп, по определению, должен был кардинально всё перемешать и уничтожить такую запись, устанавливая свой собственный порядок катастрофического захоронения. Короче говоря, если не принимать теорию «спокойного Потопа» (требующую более чудес, чем тихий взрыв водородной бомбы), то всемирный Потоп и долгие геологические эпохи взаимоисключают друг друга.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наверх