Нужна ли апологетика христианину?

Богдан Приступко

Image: Public domain

Вопрос христианской апологетики на сегодняшний день весьма актуален и для Церкви, и для погибающего мира. Множество людей убеждены, что христианство – красивая душевная религия, не имеющая отношения к объективной реальности. Мы сами сформировали такое мнение о себе, и этот грех на нас. Отказавшись от разумного подхода к нашему учению, запретив любую критику, закрывшись от вопросов, мы нарушаем слова нашего Учителя: «вы – соль земли», и очень многие из нас стали «солью, потерявшей силу» (Матфея 5:13). Во многом именно благодаря нам слова Библии становятся для людей не более, нежели цитата из сборника сказок классиков литературы. И хотя Бог спасает многих, на мой взгляд, Он спасает людей вопреки нам, а не благодаря нам.

Библия и апологетика

Христиане сегодня стали боятся рассуждать, хотя само Писание призывает нас: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1-е Фессалоникийцам 5:21). Слово «испытывать» (греч. δοκιμάζω) означает «пробовать, исследовать, познавать и, в результате проверки, утверждать». Согласно Писанию, мы не должны боятся критики христианства. Мы должны проверять ее, и либо утверждать, либо опровергать те или иные идеи. Библия также говорит: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1-е Петра 3:15). Слово «отчет» в этом отрывке означает «речь в защиту, оправдание». В контексте Нового Завета это слово обозначает аргументы, которыми христиане «разрушают твердыни» (2-е Коринфянам 10:4) заблуждающихся людей. Бог не оставил нас без аргументов. Сам Иисус призывает нас к интеллектуальной честности, говоря: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Иоанна 3:12). И так как «Его слово есть истина» (Иоанна 17:17), мы можем проверить Его слова о земном, в меру наших возможностей.

Применяли ли Христос и Его ученики апологетику на практике? Многие считают, что в благовестии от человека ничего не зависит, и наша задача состоит только в проповеди Евангелия, независимо от восприятия слушателями. Говоря «идите, научите все народы» (Матфея 28:19), Иисус сделал нас учителями. Какой хороший учитель будет игнорировать сложности, с которыми сталкивается ученик, его сомнения по поводу разбираемого предмета? Только «наемник, не пекущийся об овцах» (Иоанна 10:12). Сам Иисус не чуждался отвечать на вопросы, отвечать на критику враждебно настроенных к Нему людей. Он общался с людьми на знакомом им языке с использованием их земледельческих и бытовых терминов. Как сказал Апостол Павел «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1-е Коринфянам 9:22). Известный апологет проф. Арли Хувер по этому поводу пишет:

«Он повелел нам не только возлюбить Бога всем сердцем, душою и крепостью, но и всем разумением (Лук. 10:27). Несколько раз Христос участвовал в тонких беседах с врагами, – опровергая их в таких вопросах как: плата налога кесарю (Матф. 22:21), авторитет Иоанна Крестителя (Матф. 21:24), воскресение и загробная жизнь (Марк. 20:4-44), связь между Давидом и Мессией (Лук. 20:41-44). Он часто обвинял врагов в интеллектуальной нечестности (Иоан. 9:41). Он редко избегал дискуссии с серьезно мыслящим и откровенным оппонентом. Встретившись однажды с таким недругом, Он сказал: "Недалеко ты от Царства Божия" (Марк. 12:34)».1

Image: Public domain

Таким образом, я заключаю, что апологетика необходима, как для практики благовестия, так и для собственной веры. Вера не может основываться только на знании, не и противоречить знанию вера не может. Клайв Льюис точно описал это словами «Я верю в христианство точно так же, как верю в восход солнца: не просто потому, что я вижу его, а потому, что, благодаря ему, я вижу все остальное».

Опасности апологетики

Конечно, мы можем проверить далеко не все, иначе бы не было места для отношений и веры, и христианство превратилось бы в клуб философов-любителей. Пустые рассуждения, попытки познать Бога «голым разумом», отсутствие поиска Бога, общения, надежда только на свой разум абсолютно противны Писанию. «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Колоссянам 2:8). Многие приводят этот отрывок в поддержку учения о ненужности апологетики. Но в этом отрывке Павел не призывает нас к тому, чтобы мы прятались от мирских идеологий, закрывая уши. Он предупреждает о том, что это может заменить веру и увести от Христа. Таким образом он противопоставляет мирское понимание философии, как источника познания истины, Христу, который является истиной: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением» (Колоссянам 2:6-7). Этот отрывок никаким образом не запрещает занятия философией и анализ критических идей противников Христианства. Поэтому, не стоит боятся анализировать чуждые идеи. Это несет опасность только тогда, когда философские идеи претендуют на то, чтобы заменить Бога.

Практическое применение апологетики

Как использовать апологетику? Апологетика является одним из фундаментальных, хотя и не главным аспектом христианской веры. Апологетика не способна спасти, не способна изменить природу человека. Для чего же она нужна? Ответ прост – для подготовки почвы для того, что может и спасти, и изменить природу человека, для слова Божьего (Иакова 1:18). Произнося притчу о сеятеле (Матфея 13:3-8), Иисус вряд ли имел ввиду, что мы должны небрежно бросать семя где угодно, и смотреть на то всходит ли посаженное или нет… Сергей Головин, комментируя эту притчу, говорит:

«Осмелимся предположить, что значение этой притчи таково: если хотите получить обильный урожай, необходимо готовить почву для посева, иначе семя не принесет ожидаемого плода. Иисус и апостолы неоднократно проводят параллель между благовестием и трудом земледельца. А из сельскохозяйственного опыта нам известно, что на целинных землях, какими бы хорошими ни были свойства почвы, без предварительной подготовки к посеву рассчитывать на хороший урожай не приходится».2

Таким образом, задача апологетики заключается в очищении почвы от камней преткновения, мешающим всходам вечного слова Бога. Апологетика – Иоанн Креститель, Евангелие – это Христос. Поэтому задача апологета заключается в нахождении твердынь, разрушение их правдой и посев истинного семени, которое способно дать человеку жизнь.

Итог

Итак, Бог заповедал нам заниматься апологетикой, что игнорируется многими христианами. И хотя у апологетики есть свои опасности и тонкости, мы обязаны уметь общаться с людьми на их языке, учитывая их идеология и мировоззрение. Апологетика – мост между словом Бога и умом человека. Апологетика – один из столпов учения великого Учителя, здание без нее устоит, то будет довольно шатким.

Креационизм – апологетика первых глав Бытия

Креационизм иногда называют «апологетикой первых глав Бытия», повествующих о сверхъестественном сотворении и всемирном Потопе.

Церковные доктрины и проповеди нечасто основываются на стихах первых глав Библии, и возможно, кажется, что эти главы имеют наименьшее отношение к нашей жизни и вхождению с Богом. Однако это начало, основа, истоки всей Библии. На этой основе, как на фундаменте, построено всё дальнейшее откровение Творца. Именно тот Бог, Который создал вселенную, землю и человека на правах Творца имеет власть над всей вселенной и над жизнью каждого человека. Именно из-за событий, произошедших в Эдемском саду, человечество попало в проблему греха и смерти, решить которую пришёл Иисус Христос. Таким образом, история, о которой повествует книга Бытия – основа Евангельской вести.

Возможно, именно поэтому диавол сегодня особенно рьяно атакует именно эти главы, пытаясь разуверить людей в них, проталкивая повсеместно идеи об эволюции и миллионах лет. Он понимает, что вера без фундамента для него особой угрозы не представляет.

Мы должны строить свою веру на правильном фундаменте истинного Божьего Слова, правдивого с самых первых страниц. И хотя каждый из нас выполняет разную роль в Теле Христовом, мы имеем разные служения, далеко не всегда связанные с библейской апологетикой. Но мы уверены, что для каждого христианина очень важно и полезно понимать, что Бытие – не миф и не вымысел, а реальная история, и знать, что есть рациональные и здравые ответы на те вопросы, которые сегодня задаёт мир. Это может помочь как в укреплении собственной веры, так и в эффективном благовестии погибающему в неверии миру.

Статьи по теме

Ссылки и примечания

  1. Хувер А., Дорогой Агнос. Письма агностику в защиту христианства. Назад к тексту
  2. Головин С., Библейская стратегия благовестия, ХНАЦ. Назад к тексту

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наверх