Рождены для общения

Поразительное зарождение нового языка у пятисот лишённых слуха детей позволяет по-новому осмыслить дар речи наших прародителей

Кевин Мэй
Размещено с разрешения creation.com

Язык, дар речи – главное, что отличает человека от остальных млекопитающих. Мы способны не только говорить о материальных предметах, но и выражать всевозможные мысли и чувства; обсуждать не только реалии прошлого, настоящего и будущего, но и отвлечённые, гипотетические вопросы.

Люди экспериментировали с определёнными видами птиц и зверей, пытаясь обучить их реагировать на определённые слова. Так, например, удалось научить шимпанзе жестами выражать ограниченный набор понятий. Однако ни один из видов животных не обнаружил языковых способностей, которые бы хоть немного напоминали бы дар речи его учителей, то есть людей.1 Воистину мы «дивно устроены».

Язык – неотъемлемое свойство человеческой природы

Язык – неотъемлемая часть человеческого существования. Благодаря языку мы занимаем особое место в царстве животных. Каким же образом люди приобрели дар речи?

Что это – приобретённая способность, ставшая возможной благодаря эволюционному развитию от первобытного хрюканья и мычания, или врождённый, неотъемлемо присущий человеку атрибут? Философы и лингвисты обсуждают этот вопрос давным-давно, в особенности с тех пор, как Чарльз Дарвин популяризировал теорию эволюции.

Многие специалисты, не желая допустить саму мысль о существовании Творца, пытаются объяснить появление и развитие языка и речи естественными причинами. Они уверяют нас, что в процессе эволюции у человека развился речевой тракт как раз такой формы, какая необходима для произнесения различных звуков речи, и что по мере увеличения мозга развивалась также способность управлять речевым трактом и использовать его для общения. Поначалу, говорят нам, человек общался посредством хрюканья и мычания, но за долгий период времени он довёл их до уровня, который мы сегодня называем речью.

Объяснение языку пытался найти и известный лингвист ХХ века Ноам Хомский. Не будучи креационистом, он, тем не менее, в отличие от многих своих современников, пришёл к выводу, что способность к языку дана человеку от рождения.2 Сегодня это можно утверждать с большей обоснованностью.3

Ни один из видов животных не обнаружил языковых способностей, которые бы хоть немного напоминали бы дар речи его учителей, то есть людей. Воистину мы «дивно устроены».

Дети легко усваивают язык

Наблюдать за тем, как ребёнок овладевает речью, потрясающе интересно. Поначалу дитя вообще не умеет говорить. Но после того как в течение нескольких месяцев ребёнок слышит обращённую к нему речь и общение вокруг него, он начинает произносить вполне различимые слова. Какое-то время, изучая собственные возможности, он просто лепечет, издавая бессмысленные звуки. Затем в речи ребёнка появляются отдельные слова (как правило, это «мама», «папа», «машинка» и т. д.), потом простые словосочетания (например, «хочу пить»), а потом и предложения. Какой бы сложной ни была грамматика родного языка, ребёнок овладевает и пользуется ею. К пяти годам он осваивает все основные грамматические структуры, хотя словарный запас у него совсем невелик. Затем лексический запас начинает расти не по дням, а по часам, и к подростковому возрасту ребёнок накапливает новые слова уже с фантастической скоростью. Сама способность к усвоению языка свидетельствует о том, что стремление к общению заложено в нас изначально. Но это ещё не всё.

Когда ребёнок растёт среди людей, лишённых слуха, то этот внутренний импульс к общению особенно заметен, так как общение возможно и без устной речи. Если ребёнок глух и родители общаются с ними языком жестов, ребёнок быстро учится выражать свои мысли и чувства жестами. То же происходит, если и ребёнок, и родители глухи. Если же родители лишены слуха, а у ребёнка он не повреждён, то ребёнок в общении с другими людьми осваивает и естественный язык, на котором говорит так же бегло, как и на языке жестов. В итоге такой ребёнок становится билингвом, потому что язык жестов – полноценный язык, с нормальной грамматикой, с нормальным синтаксисом,4 только вместо звуков используется мимика и жестикуляция. Таким образом, желание и способность общаться посредством языка у человека есть всегда, независимо от дара речи.5

До сотворения Евы Адам не находил среди всех животных помощника, подобного ему. Ведь животные не могли с ним говорить!

Никарагуанские глухие дети

Особенно удивительный пример того, как это происходит, приводит Питер Радецки6 в статье о лишённых слуха детях в Никарагуа. В 1980 году в стране были учреждены школы для слабослышащих, объединившие около 500 детей. До этого у них не было единого языка жестов: дети из разных концов Никарагуа общались со слышащими родственниками при помощи жестикуляции, но набор жестов у каждого ребёнка был свой.

Однако, оказавшись в школьных стенах, дети быстро начали создавать единую систему жестов. Поначалу она была примитивной, но очень скоро превратилась в настоящий язык с характерными грамматическими и синтаксическими правилами. Джуди Кегл (Judy Kegl), невролог-бихевиорист из Университета Ратджерса, назвала это «первым документально подтверждённым случаем рождения языка». Она поясняет: «Малыши лет трёх-четырёх подхватывали и усваивали этот самодельный “пиджин”. И таким образом, благодаря собственной способности к порождению языка, создали полноценный язык». У этого языка жестов не было предшественника. В нашем обществе язык жестов передаётся от поколения к поколению; у этих детей такой возможности не было. Их язык целиком и полностью разработан ими самими. «У детей не было ничего, что могло бы послужить им моделью, – утверждает Кегл. – Это ясно свидетельствует о том, что способность к языку дана нам от рождения».7

Язык был дан Адаму изначально

С самого начала первым людям, Адаму и Еве, была дана способность общаться друг с другом (и Богом) при помощи языка. Это включает в себя интеллектуальную способность (и желание) общаться, физическую возможность издавать звуки речи, способность их слышать и, наконец, опять-таки интеллектуальную способность воспринимать и обрабатывать звуки и соотносить их с обозначаемыми понятиями. Поскольку многие слова из тех, что говорил Бог, Адам и Ева слышали впервые, но при этом понимали их, есть основания предположить, что их словарный запас был не приобретённым, а заложенным в них изначально.

Мы не любим употреблять слово «умереть», поэтому стараемся заменять другими, не столь откровенными словами, например, «скончаться» или «отойти в мир иной».

Так, сотворив Адама, Бог сказал ему: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». Если бы в Адама не было заранее заложено понимание этих слов и грамматических структур, он попросту не понял бы смысла Божьего запрета.

Ведь на тот момент Адам не видел, чтобы кто-то умирал, потому что смерть вошла в мир только после его, Адама, грехопадения (Римлянам 5:12). Как же тогда он понял слово «умрёшь»? Нам, постоянно сталкивающимся со смертью, значение этого слова более чем знакомо. Мы не любим употреблять его, поэтому стараемся заменять другими, не столь откровенными словами, например, «скончаться» или «отойти в мир иной».

В библейском тексте нет и намёка на то, что Адам не понял сказанного. Даже если он и не осознавал до конца всей значимости и всего ужаса того, о чём шла речь, он наверняка знал, что это что-то очень плохое. А возможно, Бог объяснил это Адаму ранее, когда говорил с ним в саду. Так или иначе, мы неизбежно приходим к выводу, что Адам знал значение произнесённого Богом слова ещё до того, как столкнулся с явлением, им обозначаемым8.

Именно язык был одной из причин того, о чём мы читаем в Бытие 2:20: до сотворения Евы Адам не находил среди всех животных помощника, подобного ему. Ведь животные не могли с ним говорить! Адаму нужен был помощник для полноценного общения и для создания семьи. Вот почему Бог дал Адаму Еву, в которой тот тут же увидел того, кто ему нужен (Бытие 2:23). Бог знал, что для Адама лучше всего, и подарил ему это без всяких условий – так же, как и сегодня Он благословляет всех, кто уповает на Него.

Размер мозга не определяет способности

Знаменитый лингвист Уильям Фоли утверждает, что язык развился, когда размер мозга эволюционировавших людей стал резко увеличиваться.1 Мозг становился всё больше, и в конце концов сложность нервных связей стала намного возросла, что сделало возможным возникновение языка.

Но на самом деле имеет значение не размер мозга, а то, как организован этот мозг.

Размер мозга у людей варьирует в широких пределах, как правило, от 1 040 до 1595 мл.2 Хотя размер мозга имеет тенденцию коррелировать с размером тела, было бы слишком большим упрощением и неправдой сказать, что большой человек с объёмом мозга 1500 мл должен быть почти в два раза умней, чем пигмей с мозгом объёмом 900 мл!

Люди всех размеров тела имеют потенциально одинаковые умственные способности, просто потому, что мы – люди. Это правда, что некоторые имеют более высокий IQ, чем другие. Это пример обычной изменчивости среди отдельных людей. Но IQ не коррелирует с физическим размером мозга.3

Ссылки и примечания

  1. Foley, W., Anthropological Linguistics: An Introduction, Blackwell Publishers, Оксфорд, Великобритания, стр. 60, 1997 г.
  2. 90% попадают в этот диапазон. Крайние значения для людей без отклонений варьируют приблизительно от 900 до 2000 мл. См. Lubenow, M., Bones of Contention, BakerBooks, Мичиган, США, стр. 138, 1992 г.
  3. Skoyles, J.R. и Sagan, D., Up from dragons: The evolution of human intelligence,McGraw–Hill, Нью-Йорк, стр. 239, 2002 г, описывается женщина с размером мозга 760 мл и нормальным IQ.

Статьи по теме

Ссылки и примечания

  1. Возьмём, к примеру, рекурсивность – понятия внутри понятий: «Я сказал тебе, чтобы ты прочёл эту статью». Это предложение понятно ребёнку, но его не поймёт ни одно шимпанзе, вне зависимости от конкретного языка жестов. Ребёнок может также ставить себя на место других, додумывать их мысли; животным это не дано. См. creation.com/monkeying. Назад к тексту
  2. Хомский известен благодаря разработке метода анализа грамматических структур – так называемой «трансформационной грамматики», опирающейся преимущественно на структуры английского языка. Применительно к анализу других языков этот метод не всегда оказывался эффективным. Но похоже, что Хомский был прав, когда отмечал, что способность усваивать язык является врождённой. Назад к тексту
  3. См. Sarfati, J., Refuting Evolution 2, гл. 12, Master Books, Arkansas, USA, 2004 г. Назад к тексту
  4. Синтаксис – это правила, согласно которым слова того или иного языка складываются в словосочетания и предложения. Назад к тексту
  5. Язык жестов у глухих задействует те же области мозга, что и устная речь у слышащих. Назад к тексту
  6. Radetsky, P., Silence, signs and wonder, Discover magazine, 15(8):60-68, август 1994 г. Назад к тексту
  7. Цит. в Radetsky, ссылка 6. Назад к тексту
  8. В конце концов, знал же Адам, что такое «не», хотя никакого «не» до этого в его жизни не было; ср. Sarfati, J., Refuting Compromise, Master Books, Арканзас, США, стр. 223, 2004 г. Назад к тексту

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наверх