Два Адама, две Евы?

Клифф Гольдштейн
По материалам Adventist Review
Источник: logosinfo.org

Со времён Дарвина некоторые христиане пытались объединить теорию эволюции со Священным Писанием. Это занятие столь же бесплодное, как выполнение Евклидовой геометрии на поверхности сферы. Смерть Христа была необходима для безгрешного Адама в раю, чьё падение пришёл искупить Христос. Эволюции необходим мир смерти, насилия и хищничества, в котором не может существовать никакой Адам в раю. А если Адам не существовал, кому нужен Иисус? Тогда наша жизнь — всего лишь жалкое существование, заканчивающееся тем, что мы сгниём в могиле или будем лежать пеплом в урне, пока не взорвётся наше Солнце.

Осознавая проблему, Десмонд Форд предложил идею, пытающуюся совместить Адама с миллиардами лет жизни на земле, и таким образом «сохранить» Евангелие. Суть его теории в том, что Адамом из Бытие 1-3 является другой Адам — отделённый большим промежутком времени от Адама, появляющегося в Бытие 4:1. Он пишет:

«Адам и Ева в 1-й главе книги Бытия не были родителями Каина и Авеля…. Идея, что есть два Адама, разделённых большим периодом времени, может запутать тех, кто понимает это буквально … . Он, Адам из Бытие 1-3, отличается от Адама из главы 4…. Адам из первых трёх глав — предыстория, тогда как Адам из главы 4 жил в мире, существовавшем приблизительно десять тысяч лет назад. Адам из главы 4 — другой человек».

Чтобы поддержать этот тезис, он говорит, что слово hа-adam, переведённое как «Адам» или «человек», в 1-3 главах книги Бытия, указывает на первого Адама. Слово adam без первоначального (определённый артикль) относится к другому Адаму, который впервые появляется в 4-й главе книги Бытия. Таким образом, hа-adam — безгрешный древний Адам, человек из Бытие 1-3; но adam из Бытие 4 — следующий Адам, который отделён от первого Адама десятками тысяч лет насилия, смерти и страданий.

Лингвистическое различие между его двумя Адамами разваливается в первом же упоминании, где оно предположительно должно было проявиться.

Однако два стиха Бытие 3:24-4:1, между которыми якобы происходит переход между двумя Адамами, уничтожают его аргумент. Слово hа-adam, («человек»), предположительно относящееся к Адаму Бытие 1-3, используется также в Бытие 4:1 по отношению к другому (по Форду) Адаму. Следовательно, лингвистическое различие между его двумя Адамами разваливается в первом же упоминании, где оно предположительно должно было проявиться.

«И изгнал Адама [hа-adam], и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни. Адам [hа-adam] познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. (Бытие 3:24-4:1).

Не только то же самое слово, hа-adam, используется в обоих стихах — у Адама из Бытие 4:1, как и у Адама из первых трёх глав книги Бытия, также была жена по имени Ева! И всё же мы должны поверить, что эти тексты относятся к двум абсолютно различным Адамам, и двум абсолютно разным Каинам, при чём одних Адама и Еву отделяют от других Адама и Евы десятки тысяч лет?

Смеяться или плакать?

Доктор Форд излагает свою точку зрения в своей последней книге «Бытие против Дарвина» (2014). Однако, несмотря на такое название, Форд отвергает сотворение в буквальные шесть дней и глобальность Ноева потопа, утверждая, что обе эти истории — притчи, предназначенные для того, чтобы преподавать не историю, а духовные истины. Он пишет:

«Сотворение действительно заняло неделю, но это — метафорическая, а не буквальная неделя».

Доктор Форд создал вместо этого нечто, названное им «прогрессивным креационизмом», который, как он утверждает, согласовывает Библию и современную науку. Согласно сценарию Форда, Бог создал простейшую жизнь миллиарды лет назад, и на протяжении этого времени Господь прогрессивно создавал «восходящие формы жизни», пока Он не создал первого Адама, hа-adam из Бытие 1-3, который, к сожалению, согрешил (следовательно, Евангелие «сохранено»).

Доктор Форд не говорит, что произошло после того, как этот первый Адам согрешил, за исключением того, что между «3-й и 4-й главами книги Бытия лежат тысячи лет человеческого существования, в том числе такие люди, как неандертальцы и кроманьонцы, которые произошли от первого Адама». Согласно Форду, «неандертальцы загадочно вымерли и их более одарённые преемники» — в смысле мы — «доминируют на земле».

Попытки согласовать Священное Писание с миллиардами лет жизни и смерти неизбежно терпят неудачу.

При всём уважении к автору, можно спросить: как может человек, который (по его собственным словам) «более семидесяти пяти лет изучавший Библию и тысячи книг о ней», придумать такое извращённое толкование? Ответ — «прогрессивный креационизм доктора Форда» является очередным примером того, что происходит, когда действующие из лучших побуждений люди подчиняют Слово Божие тому, что говорит современная наука. Несмотря на критику (справедливую) дарвинистского механизма случайной мутации и естественного отбора, доктор Форд, тем не менее, интерпретировал Библию дарвинистским шаблоном миллиардов лет жизни и смерти, в ходе которых Бог в конечном итоге создал Адама из первых трёх глав книги Бытия. Но для того, чтобы эта версия «работала», Адам из Бытие 1-3 должен быть совершенно другим, чем Адам из Бытие 4:1, даже несмотря на то, что у обоих Адамов были жёны по имени Ева!

Попытки согласовать Священное Писание с миллиардами лет жизни и смерти неизбежно терпят неудачу. И попытка доктора Форда является очередным примером этой неизбежности, пусть и болезненным.

 

Об авторе: Клифф Гольдштейн, редактор учебника Субботней школы для взрослых (пишет книгу с рабочим названием «Крещение дьявола: эволюция и обольщение христианства»)

Статьи по теме

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наверх