Где Каин взял жену?

Алексей Калько

 

«Где Каин взял жену?»

 

Скептики часто задают этот вопрос, считая, что он дискредитирует книгу Бытие. К сожалению, многие христиане затрудняются дать адекватный ответ на этот вопрос, и для некоторых людей он является камнем преткновения к доверию Библии, которая говорит, что в начале истории на Земле был только один мужчина и одна женщина. Многие считают, что для того, чтобы Каин нашёл жену, уже тогда должны были существовать другие люди, которые не являлись потомками Адама и Евы.

Для начала давайте посмотрим, что говорит Библия по этому вопросу — допускает ли она такую версию?

Что говорит Писание

В начале Бог создал только одного человека из праха земного — Адама, затем из его ребра была создана первая женщина — Ева (Бытие 2:7, 3:21–24), и это были уникальные события. Библия называет Адама первым человеком (1-е Коринфянам 15:45), а также говорит, что «От одного-единственного человека Он произвел все народы, чтобы они населили всю землю» (Деяния 17:26), а в Бытие 3:20 написано: «И нарёк Адам имя жене своей — Ева, ибо она стала матерью всех живущих». Другими словами, все люди, кроме Адама — потомки Евы. Кроме того, в Бытие 2:20 говорится, что после того, как Адам дал имена всем животным, «для человека не нашлось помощника, подобного ему». Очевидно, что до создания Евы не существовало других женщин, то есть жена Каина была потомком Адама и Евы. Хотя в Библии не указано, когда именно женился Каин, не даются подробности о других браках и детях, но по всей видимости, жена Каина была его сестрой.

В Библии по имени упоминаются только трое сыновей — Каин, Авель и Сиф, но у Адама и Евы были и другие дети.

В Библии по имени упоминаются только трое сыновей — Каин, Авель и Сиф (Бытие 4:1—2,25), но у Адама и Евы были и другие дети. «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей» (Бытие 5:4). Целью Писания не является перечисление всех потомков каждой ветви (это было бы невозможно уже спустя несколько поколений). Оно даёт нам лишь определённую генеалогическую линию, важную для дальнейшего повествования (в конечном итоге эта генеалогия приведёт ко Христу).

Иосиф Флавий пишет, что, согласно древней еврейской традиции, у Адама и Евы было тридцать три сына и двадцать три дочери.1 Само Писание не даёт точного числа детей, но учитывая продолжительность жизни в то время (Адам жил 930 лет, Бытие 5:5), а также то, что им было сказано «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие 1:28), логично предположить, что их было много! 2

Итак, согласно Библии очевидно, что вначале были лишь двое людей, и их дети и внуки вынуждены были вступать в брак между собой. Давайте теперь рассмотрим, почему многие отвергают такую возможность.

Запрет близкородственных браков

Закон, запрещающий близким родственникам вступать в брак, был дан Богом только спустя 2 500 лет, при Моисее.

Во-первых, говорят они, сама Библия не разрешает браки между близкими родственниками (даже между сводными братом и сестрой) (Левит 18-20).

Однако в самом начале не было запрета Божьего на такие браки (конечно, если соблюдались другие условия, т.е. брак был на всю жизнь). Заметьте, что Авраам женился на своей сестре по отцу (Бытие 20:12). Закон, запрещающий близким родственникам вступать в брак, был дан Богом только при Моисее (спустя четыреста лет после Авраама и около 2 500 лет после Каина).

Генетические проблемы

Второе возражение связано с тем, что в наше время дети от таких браков часто имеют генетические отклонения, и чем ближе родство родителей, тем выше риск проявления различных аномалий, дефектов и болезней у детей. В том числе по этой причине сегодня светские законы многих стран запрещают близким родственникам вступать в брак друг с другом.

Почему так происходит? Каждый человек получает один набор генов от отца, и один от матери. В результате грехопадения и проклятия, человек начал накапливать генетические ошибки в своих генах. Однако чаще всего эти мутации не проявляются, поскольку в паре с мутировавшим геном у человека есть хороший ген (от второго родителя), который обычно берёт верх, и дефект не проявляется (нормальный – доминантный, а мутировавший – рецессивный). Чем дальше родство родителей, тем выше вероятность того, что их гены не будут нести одинаковых ошибок, а значит, ребёнок получит в каждой паре с плохим геном – хороший ген от другого родителя. Каждый человек является носителем различных вредных мутаций, которые на его здоровье не сказываются (поскольку они рецессивны).

Чем ближе родство двух людей, тем выше возможность наличия одинаковых ошибок в их генах, полученных от родителей. И у брата и сестры вероятность иметь одинаковые ошибки в геномах максимальна. Поэтому ребёнок близких родственников с высокой вероятностью унаследует одинаковые ошибки от папы и мамы, и в какой-то паре генов оба варианта будут мутировавшие, то есть они проявятся в виде дефектов у потомства.

Такой проблемы не существовало во времена, описываемые в книге Бытие. Брат и сестра могли вступать в брак, не подвергая риску здоровье своих детей.

Однако такой проблемы не существовало во времена, описываемые в книге Бытие. Всё, созданное Богом, было «весьма хорошо» (Бытие 1:31). Первые два человека были созданы совершенными, и их гены также были совершенны, без ошибок! Когда Адам и Ева согрешили (Бытие 3:6), Бог проклял мир и совершенное Творение начало деградировать. Этот процесс проявляется в том числе в постепенном искажении генетической информации, и человеческий род медленно деградирует, накапливая ошибки поколение за поколением.3 Но Каин и его братья и сёстры имели практически совершенные гены, так как ошибки ещё не накопились и их влияние было тогда минимальным. Поэтому тогда брат и сестра могли вступать в брак, не подвергая риску здоровье своих детей.

Ко временам Моисея дегенеративные ошибки накопились в таком количестве в геноме человека, что Бог внес законы, запрещающие браки между близкими родственниками (Левит 18–20). Также к тому времени на Земле было множество людей, и необходимости в таких браках уже не было.

Подводя итог

Библия, вне всякого сомнения, учит, что Творец начал человечество всего лишь с одной пары - мужчины и женщины. Поэтому, конечно, их дети были вынуждены вступать в браки со своими близкими родственниками, также являвшимися потомками этой единственной пары. Изначально это не нарушало законов Божьих, и лишь при Моисее Господь дал закон, запрещающий близкородственные браки. Также это не вызывало генетических проблем, так как проблема мутировавших генов (и высокой вероятности получения пары дефектных генов и от отца, и от матери в случае, если их связывает близкое родство) стала актуальной лишь много поколений спустя. Простой вопрос о жене Каина вызывает трудности только в том случае, если мы смотрим на него через призму современных реалий (и проблем, связанных с близкородственными браками), а не опираясь на истинную историю мира, описанную в Библии. Бог участвовал и был свидетелем всех исторических событий, и на Его Слово можно положиться.

Статьи по теме

Ссылки и примечания

  1. Josephus, Flavius, (translated by William Whiston, A.M.), The Complete Works of Josephus, Kregel Publications, Grand Rapids, MI, p. 27, 1981. Назад к тексту
  2. Who was Cain’s wife? Creation Answers Book, ch.8. Назад к тексту
  3. Дэвид Кетчпул, Время – не союзник эволюции. Наша генетическая деградация подтверждает истинность библейского летосчисления. Назад к тексту

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наверх