Создавал ли Бог в течение миллиардов лет?

И почему это важно?

Лита Коснер, Гэри Бейтс
перевод: Алексей Калько (creationist.in.ua)
Переведено с разрешения creation.com

Присоединяйтесь к нам на Facebook!

Нажмите «Нравится», чтобы первыми узнавать о новых статьях

Геохронологическая шкала

Общепринятая геохронологическая шкала

Часто люди задают библейским креационистам вопросы вроде: «Я верю, что Бог создал всё, и не верю в эволюцию, но ведь Он мог создавать в течение миллиардов лет, неужели вопрос о возрасте Земли так важен?» Некоторые утверждают, что акцент на «6 буквальных днях 6000 лет назад» даже удерживает людей от веры, так «зачем быть настолько догматичными? Зачем подчёркивать что-то настолько сильно, если это не является вопросом спасения?»

Возможно, это кого-то удивит, но мы согласны – в определённом смысле. Временная шкала сама по себе не является важным вопросом. Так почему же Creation Ministries International так подчёркивают её? Это важно, потому в конечном счёте сводится к вопросу: «Действительно ли Библия имеет в виду то, что она прямо говорит?» Это ведёт к самому сердцу достоверности Священного Писания. Таким образом, компромисс с миллионами и миллиардами лет серьёзно подрывает всю Евангельскую весть, тем самым создавая кризис веры для многих, а также огромные проблемы для евангелизации.

Последствия миллиардов лет

Во-первых, нам нужно понимать, откуда появилась концепция старой Земли. Идею миллионов и миллиардов лет просто невозможно найти нигде в Писании; эта концепция была выведена не из Библии. В 1830 году Чарльз Лайель, шотландский юрист, издал свою книгу «Принципы геологии». Он заявил, что одной из его целей является «освободить науку [геологию] от Моисея».1 Лайель взял за основу своей концепции идеи другого геолога, Джеймса Геттона, который был сторонником униформистской интерпретации геологии. Лайель утверждал, что тысячи футов осадочных слоёв (отложенных водой или другой движущейся жидкостью) по всей Земле были результатом продолжительных, медленных, постепенных процессов, происходивших миллионы или миллиарды лет (а не процессов, происходивших во время Ноева потопа). Он верил, что процессы, наблюдаемые сегодня, должны использоваться для объяснения геологической истории Земли. То есть если мы видим, что реки в настоящее время оставляют в среднем 1 мм осадка в год, то слой осадочных пород, таких как песчаники, толщиной 1000 м, должно быть, формировался около миллиона лет. Это предположение, «настоящее – ключ к прошлому» (и его вариации), является краеугольным камнем современной геологии. Оно подразумевает отказ от библейского описания глобального водного катаклизма. Миллионы лет, приписанные различным слоям в «геологической колонне», были приняты задолго до появления методов радиометрического датирования – даже задолго до того, как была открыта радиоактивность.

Слои Гранд каньона

Но здесь заключена теологическая проблема. Эти слои горных пород состоят не только из камня и гранул. Они содержат ископаемые окаменелости. И эти окаменелости являются бесспорным доказательством смерти – и не только смерти, но также хищничества, болезней и страданий. Есть останки, имеющие на себе следы зубов, и даже животные, окаменевшие в процессе поедания других животных. Есть факты болезней, опухолей и инфекций; а также страданий от ран, переломов костей и др. Согласно Библии, мы понимаем, что всё это начало происходить лишь после Грехопадения. Но, поскольку в Библии содержатся подробные родословные, библейский Адам никак не мог существовать миллионы лет назад, до появления смерти и страданий согласно униформистской временной шкале. Следствием веры в долгие временные эпохи является то, что Бог устроил смерть до Грехопадения человека, хотя Библия ясно утверждает, что именно действия Адама принесли в мир смерть (Римлянам 5:12).

Идею миллионов и миллиардов лет невозможно найти нигде в Писании; эта концепция была выведена не из Библии.

Бог старой земли

Мысль, что смерть происходила в творении до Грехопадения, имеет серьёзные последствия для нашего представления о характере Бога. Такая же проблема возникает, если кто-то считает, что Бог использовал эволюцию для сотворения. Эволюция является случайным и расточительным процессом, который требует смертей миллионов «неприспособленных» организмов. Бесчисленные переходные формы должны были возникать лишь для того, чтобы пасть жертвами этого великого марша «вперёд». Сначала этот якобы «хороший» Бог устроил лотерею смерти, которая в конечном итоге привела к появлению людей, и тогда Он посмотрел на носителей Своего образа, стоящих на множестве слоёв горных пород, заполненных останками миллиардов мёртвых существ, и провозгласил Своё творение — наряду со всеми смертями и страданиями, которые потребовались для его создания – «очень хорошим» (Бытие 1:31). Поэтому очевидно, что долгие века не вписываются в библейское мировоззрение, независимо от того, верите ли вы в эволюцию вместе с ними.

Подводя итог, слои пород, из которых был получен возраст Земли, содержат окаменелости, а это помещает смерть, страдания и болезни до Грехопадения. Библия ясно говорит, что смерти не было, прежде чем Адам согрешил (Римлянам 5:12).

Евангелие старой земли

Смерть и страдания

В конце 6 дня Бог назвал Своё завершённое творение «очень хорошим». Если бы эволюция действительно имела место, Адам и Ева стояли бы на кладбище смерти и борьбы за существование, происходивших в течение миллионов лет, которое Бог называет «очень хорошим». Библия описывает смерть как последнего врага, который будет уничтожен.

Некоторые якобы «эксперты» пытаются обойти эту проблему слов «очень хорошо», говоря, что Грехопадение привело лишь к смерти и болезням человека. Но это не может быть правдой. Хотя бы потому, что Римлянам 8:19-22 ясно учит, что проклятие смерти и страданий, последовавшее за грехом Адама, повлияло «на всё творение», то есть на всю физическую Вселенную.

Но даже если мы предположим, ради наших рассуждений, что это так, есть ещё одна проблема, потому что существуют человеческие останки, датированные сотнями тысяч лет. Это задолго до любой возможной даты библейского Адама, который находился в Эдемском саду около 6000 лет назад. Многие компромиссные позиции считают эти останки останками «пре-Адамитов» – бездушных нечеловеческих животных. Но эти скелеты находятся в пределах нормы вариаций человека. А неандертальцы, например, обладали признаками искусства, культуры и даже религии. И недавно секвенирование настоящего ДНК неандертальцев показало, что многие из нас имеют гены неандертальцев – то есть мы принадлежим к одному сотворённому роду. Называть их «нечеловеческими животными» кажется натяжкой, призванной исключительно, чтобы спасти систему убеждений, основанную на долгих веках.

Также в Римлянам 5:12 говорится, что «… как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Это совершенно не означает, что Грехопадение вызвало лишь смерть человека. Искажать смысл 5 главы послания к Римлянам, говоря, что смерть ограничивалась людьми, означает, что грех Адама принёс лишь частичное проклятие в Божье творение; но Римлянам 8:19-20 говорит нам, что всё творение стонет под тяжестью греха и подвергнуто суете. А Бытие 3:17-19 говорит нам, что сама земля была проклята таким образом, что она стала производить тернии и волчцы.2 Если произошло лишь частичное Грехопадение, то зачем Богу уничтожать всё творение, чтобы создать новое, вместо частичного восстановления? Почему бы просто не восстановить людей, если всё остальное творение до сих пор является «очень хорошим»?

Если произошло лишь частичное Грехопадение, то зачем Богу уничтожать всё творение, чтобы создать новое? Почему бы просто не восстановить людей, если всё остальное творение до сих пор является «очень хорошим»?

Смерть – последний враг

Центральной частью Евангелия являются слова, что смерть – это последний враг, который будет уничтожен (1-е Коринфянам 15:26). Смерть вторглась в идеальный мир из-за греха, и это настолько серьёзно, что победа Иисуса над смертью не может проявиться полностью, пока хоть один верующий остаётся в могиле. И мы должны верить, что то, что авторы Библии назвали врагом, было использовано или контролировалось Богом миллионы лет и называлось «очень хорошо»?

Важнейшая часть Евангелия – это надежда, которую мы возлагаем на Воскресение и восстановление творения в первоначальное идеальное состояние. Библия ясно говорит о Новом небе и Новой земле как о месте, где нет поедания животными друг друга, нет смерти, нет страданий и нет греха (Исаия 65:17-25; Откровение 21:1-5). Но как это может называться восстановлением, если такого состояния никогда не существовало?

Англиканский священник, эволюционист, дал хорошее резюме, что принятие смерти до Грехопадения означает для христианской теологии:

«… Окаменелости – это останки существ, которые жили и умирали более миллиарда лет, прежде чем эволюционировал Homo Sapiens. Смерть настолько же стара, как и сама жизнь, моложе лишь на долю секунды. Может ли она быть Божьим наказанием за грех? Летопись окаменелостей демонстрирует, что зло в той или другой форме существовало на протяжении всего времени. В больших временных масштабах об этом свидетельствуют стихийные бедствия. … В масштабах индивидуума, существует множество свидетельств болезненных, парализующих заболеваний и активности паразитов. Мы видим, что живые существа страдали, умирая от артрита, опухолей, или просто будучи съеденными другими существами. С незапамятных времён всегда существовала возможность жизни и смерти, добра и зла. Не было никакой точки перехода; никогда не было момента, когда смерть появилась, или момента, когда зло [sic] изменило природу Вселенной. Бог сотворил мир таким, как он есть … эволюция – это инструмент изменений и разнообразия. Люди пытаются сказать нам, что Адам имел идеальные взаимоотношения с Богом до тех пор, пока не согрешил, и все, что нам нужно сделать – это покаяться и принять Иисуса для того, чтобы восстановить первоначальные взаимоотношения. Но такого совершенства никогда не существовало. Никогда не было такого мира. Попытка вернуться к нему, в реальности или духовно, – это заблуждение. К сожалению, это до сих пор является, в основном, центральной темой евангельской проповеди».3
Библия ясно говорит о Новом небе и Новой земле как о месте, где нет поедания животными друг друга, нет смерти, нет страданий и нет греха. Но как это может называться восстановлением, если такого состояния никогда не существовало?

Итак, теперь можно увидеть скользкий путь, к которому мы подходим, если допускаем миллиарды лет, с эволюцией или без неё, потому что это помещает смерть и страдания до Грехопадения. И отсюда логически вытекает, что мы также помещаем зло до Грехопадения (которого, в таком случае, уже не существует, поскольку неоткуда было «падать»). Кроме того, разрушается надежда на возвращение к идеальному состоянию, потому что невозможен возврат к тому, чего никогда не было. Само Евангелие уничтожается.

Практически каждый христианский лидер или богослов, который полагается в своих рассуждениях на долгие века, а не на библейскую шкалу времени, вынужден признать, что Бытие – если читать прямо, и не только в переводе, но и на иврите – учит непосредственному сотворению в течение шести дней обыкновенной длины.

Так от чего же Иисус пришёл спасти нас, если не от смерти, страданий, греха и отделения от Бога? Как быть с такими местами Писания, как Евреям 9:22, которое говорит: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения», если смерть и кровопролитие были «естественными» процессами за миллионы лет до Адама? Если это так, то смерть Христа становится незначительной и не в состоянии заплатить за наши грехи. И на что мы тогда надеемся, если не на это Воскресение и на Новые небеса и Новую землю?

Если смерть – естественна, почему мы так её оплакиваем? Почему мы не можем принять смерть «нормальной» частью жизни? Такой взгляд лишает Евангелие своей власти, а жертву Иисуса – своего значения. Продолжение этой мысли к её естественному выводу привело многих людей к отказу от христианской веры.

Влияние на церковь

Широкое распространение преподавания эволюции имеет тяжёлые последствия для нашей молодёжи, которая массово покидает церкви. Христианам, которые «висят в церкви», но признают миллиарды лет, будет гораздо труднее защищать свою веру, и таким образом, это влияет на церковный рост. Одним из основных камней преткновения для веры является вопрос: «Почему хороший Бог позволяет происходить смерти и страданиям в мире?» Такие верующие не могут адекватно объяснить происхождение смерти и страданий как результат греха человека.

Наоборот, верующие, которые имеют библейский взгляд на историю мира, имеют логичную платформу для представления Бога людям, далёким от Библии. Кстати, это был именно тот подход, который использовал апостол Павел, когда проповедовал подобной аудитории язычников (Деяния 14:15-17; 17:23-31). В Листре он использовал сотворение как ключевой фактор, определяющий различие между Богом и всего лишь людьми, такими как он или Варнава. А в Афинах он привёл стоиков и других философов того дня «обратно в Бытие», чтобы положить основание для представления им истинного Бога, в надежде, что они покаются и обратятся от своего бесполезного идолопоклонства.

Если вера в Библию, написанную прямым текстом, укрепляет способность объяснить Евангелие, а компромисс может иметь такие пагубные последствия, зачем идти на компромисс? Практически каждый христианский лидер или богослов, который полагается в своих рассуждениях на долгие века, а не на библейскую шкалу времени, вынужден признать, что Бытие – если читать прямо, и не только в переводе, но и на иврите – учит непосредственному сотворению в течение шести дней обыкновенной длины. И что это мощно подтверждается словами из Десяти заповедей (Исход 20:11), из которых видно, что дни понимались как дни обыкновенной длины, и здесь нет места для миллионов лет или пробелов в тексте, в которые можно их вставить. Но они, к сожалению, считают, что наука каким-то образом «доказала» миллионы лет, хотя это на самом деле не так.

Противоречивое христианство?

Хотя действительно можно быть христианином и верить в старую Землю, но это будет означать, что либо человек не обдумал все последствия, либо, что Библия не является наивысшим авторитетом для его веры. Если Бытие не является реальной историей, как тогда узнать, где на самом деле начинается правда в Писании? Современная «наука» также «доказала», что люди не воскресают из мёртвых. Так что если мы позволим этой же науке рассказывать нам, что Иисус не воскрес из мёртвых (что было бы последовательно в рамках мировоззрения соглашателя), то «проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», как писал Апостол Павел (1-е Коринфянам 15:14). Доверие к придуманным людьми философиям напоминает человека, которого Иисус описал в Матфея 7:26, когда Он сказал: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке». И наоборот, в стихах 24-25 Он говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне».

И поскольку Иисус явно верил в буквальное историческое Бытие, должны верить и мы.

Статьи по теме

Ссылки и примечания

  1. Чарльз Лайель (Charles Lyell), личное письмо Джорджу Пуле Скроупу (George Poulett Scrope), 14 июня 1830 г.; см. creation.com/Lyell. Назад к тексту
  2. Интересно, что окаменелости содержит шипы. Обычная интерпретация окаменелостей, (которая отрицает глобальное наводнение) помещает их за «сотни миллионов» лет до любого человека. См.W.N. Stewartи G.W. Rothwell, Paleobotany and the Evolution of Plants (Кембридж,Великобритания: Cambridge University Press, 1993 г.), стр. 172-176. Назад к тексту
  3. Tom Ambrose, «Just a pile of old bones», The Church of England Newspaper,раздел «Current Affairs», 21 октября 1994 г. Назад к тексту

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наверх