Вопросы и ответы

«Может ли Бог создать камень, который Он не сможет поднять?»

Этот вопрос стар почти как мир, хотя и может обретать различные формулировки:

«Может ли Всемогущий Бог создать треугольный круг или круглый квадрат?», «сделать дважды два пять», «может ли Он создать кого-то могущественнее Себя?»

Всемогущество означает иметь власть сделать всё, что возможно сделать. Библия, а также теологи, под всемогуществом всегда подразумевали способность сделать всё, что логически возможно. Это не относится к логически невозможным, логически бессмысленным и самопротиворечивым действиям.

Например, невозможность создать треугольный круг никак не связана с могуществом кого бы то ни было. Само это действие бессмысленно и противоречиво само в себе, это логический НОЛЬ. А бессмысленное ничто не становится чем-то только от того, что мы добавим к нему слова «Всемогущий Бог может».

Аналогично, «камень, который Бог не может поднять» – это то же самое, что «камень, который не может поднять Тот, Кто может поднять что угодно». Это утверждение противоречит само себе. Это относится и к другим формам рассматриваемого «аргумента», например, «создать кого-то могущественнее Бога» значит «создать кого-то более могущественного, чем Тот, Кто по определению является самым могущественным во Вселенной».

В логике самопротиворечивое утверждение обязательно неверно. Поэтому мы имеем дело с логической ошибкой противоречивой предпосылки. Аргумент, в основе которого лежит противоречивая (=ложная) предпосылка, не говорит ни о чём.

Разве может могущество помочь сделать, чтобы 2х2 стало 5? Тут не поможет никакая сила, для этого нужно нарушить законы логики. Другими словами, сделать правду ложью.

Но всемогущество Творца всегда означало отсутствие внешних ограничений – ограничений в созданном Им мире. Внутренние ограничения сюда не входят.

Например, Библия ясно говорит, что Бог не может грешить, потому что это противоречит Его сущности. Писание говорит о Боге, как о Том, кто «Себя отречься не может» (2 Тимофею 2:13) и «Кто не лжёт» (Титу 1:2).

Правда останется правдой, потому что такова сущность Бога. А ложь так и останется ложью.

И всемогущество тут ни при чём.

Хорошо описал это Клайв Льюис в своей книге «Проблема боли» (Problem of Pain), указав на то, что природа «парадокса» внутренняя, то есть противоречие заключено в нём самом:

Его всемогущество означает способность сделать всё, что является по своей сути возможным. А не то, что является по своей сути невозможным. Он может делать чудеса, но не нонсенс. Это не ограничение Его власти. Вы можете, например, сказать: «Бог может дать существу свободную волю и одновременно Бог может отнять у него свободную волю», но этим вам вообще ничего не удастся сказать о Боге. Бессмысленное сочетание слов не приобретёт вдруг значения лишь от того, что мы добавим к нему ещё два слова «Бог может». … Предпринять два взаимоисключающих действия для Бога не проще, чем для слабейшего из его творений; но не потому, что его власть наталкивается на препятствие, а потому, что чепуха остаётся чепухой, даже когда мы говорим чепуху о Боге.1

Ссылки

  1. The Problem of Pain, Clive Staples Lewis, 1944 г. MacMillan, стр. 18
 

Раздел «Вопросы и ответы» находится в стадии наполнения

Вы можете задать свой вопрос, и мы постараемся на него ответить как можно скорее

Задать вопрос
Наверх