Вопросы и ответы

Происхождение жизни не относится к эволюции?
Происхождение жизни не относится к эволюции?

Часто креационистов упрекают в том, что мы якобы «не знаем, что абиогенез (вопрос происхождения жизни) не относится к теории эволюции», когда мы приводим аргументы о невозможности самопроизвольного возникновения жизни.

На протяжении всей истории эволюционной теории происхождение жизни относили к эволюции. Его даже называли «химической эволюцией». Вообще в широком смысле, концепцию эволюции пытаются применить ко всем процессам вокруг нас (как фактическим, так и гипотетическим) – космическая эволюция, эволюция планеты Земля, эволюция первой жизни, биологическая эволюция, эволюция общества, эволюция технологий и программного обеспечения (хотя технологии разрабатывают разумные инженеры, а программы пишут разумные программисты). «Всё развивается, всё движется вверх» – это модная философия, и в общественном сознании она считается универсальным всеобщим законом. А под общим соусом удобнее продвигать нужные идеи.

Но для того, чтобы не попасться на удочку обобщения, важно понимать, о чём действительно идёт речь. Если говорить о теории эволюции в узком смысле, как рассматривающей лишь процессы видоизменения и видообразования, то абиогенез действительно не имеет к этому отношения. Но всеобъемлющая теория эволюции пытается дать объяснение всему эволюционному дереву, начиная с гипотетического первого общего предка.1 Её задача – попытаться дать натуралистическое объяснение (путём естественных процессов, без вмешательства разумной силы) происхождению всего разнообразия жизни. Очевидно, что она должна включать в себя и то, как произошёл самый первый организм, который затем развивался в другие, более сложные формы жизни. Это корень всего эволюционного «дерева жизни». И если первый живой организм не мог возникнуть спонтанно, натурализм терпит крах, так как нечему было бы дальше эволюционировать.

Вот что пишет по этому вопросу Горди Слэк, научный обозреватель, эволюционист:

«Я думаю, нечестно утверждать, что происхождение жизни не имеет отношения к эволюции. Это то же самое, что большой взрыв для физики или космологии. Эволюция должна быть способна объяснить, хотя бы теоретически, весь путь назад к самому первому организму, который мог воспроизводить себя через биологические или химические процессы. И чтобы в полной мере понять этот организм, мы просто обязаны знать, что было до него. На данный момент мы и близко не подошли к этому».2

Да, последнее время многие пытаются отделить абиогенез от эволюции. По мере того, как мы всё лучше узнаём потрясающуюя сложность механизмов и генетических программ, лежащих в основе жизни, её спонтанное зарождение становится всё более нелепым. Вероятно, осознавая неизбежный провал абиогенеза, они пытаются в некотором роде «защитить» эволюцию. Таким образом, они делают вид, что могут в крайнем случае допустить, что первая жизнь была создана разумным вмешательством, но вот дальше развивалась эволюционно, посредством мутаций и естественного отбора. Но тогда возникает вопрос, зачем так цепляться за естественность процессов, если допустить, что в создании первоначальной жизни всё-таки был задействован Разум? И зачем Разуму, сотворившему такую мегасложную структуру, как живая клетка, затем пускать процесс на самотёк?

Однако многие эволюционисты по-прежнему включают происхождение жизни в эволюционную теорию. По-прежнему абиогенез включён во многие учебные курсы и книги по теории эволюции. Поэтому как минимум нечестно обвинять креационистов в том, что является спорным вопросом даже среди эволюционистов.

Но главное то, что независимо от того, включать абиогенез в эволюцию или нет, мы креационисты, отстаиваем сверхъестественное сотворение всего живого Богом. А значит, совершенно логично, что мы аргументируем не только против эволюции всего разнообразия жизни из гипотетического «первого организма», но и против самого происхождения этого первого организма из бульона химических веществ. И признание невозможности спонтанного возникновения жизни для многих эволюционистов может быть хорошим шагом к преклонению перед гениальным Творцом всего живого.

Статьи по теме

Видео по теме

Примечания

  1. Известный учёный-эволюционист Керкут определил их как специальная и общая теория эволюции соответственно. Назад к тексту
  2. Slack, G., What neo-creationists get right—an evolutionist shares lessons he’s learned from the Intelligent Design camp, The Scientist, 20 июня 2008 г. Назад к тексту
 

Раздел «Вопросы и ответы» находится в стадии наполнения

Вы можете задать свой вопрос, и мы постараемся на него ответить как можно скорее

Задать вопрос
Наверх